Слово воспитание представляет собою отглагольное имя существительное к воспитать. Его значения находятся в полном соответствии с значениями этого глагола. До конца XVII — начала XVIII в. глагол воспитать выражал только физические значения: `вскормить, взрастить'. Только в XVIII в. — с изменением основ русской культуры — глагол воспитать приобретает переносное отвлеченное значение: `стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь'.
В «Записках» Г. И. Добрынина (под 1778 г.) читаем: «Всякой приступ к просьбе производил во мне душевную революцию. Я знаю и ощутил, что это свойство самое беспокойное; но не знаю, можно ли его было исправить наставлением или просвещением». Сюда сделано примечание: «По нынешнему воспитанием, хотя воспитание и пропитание неоспоримо значит: воскормление и прокормление. Но, понеже вообще в Европе, всякой век имеет свой язык, свои нравы и свои обыкновения, для того, всякой настоящий европейский век говорит о себе, что он умнее прошедшего; почему и не легко отыскать, в котором веке в Европе был ум полутче других веков? Чему надобно учиться? и как разуметь слова своего языка, по старому или по новому?» (Русск. старина, 1871, т. 4, с. 22).
В сочинении Гр. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (с. 17): «А на воспитание царевича или царевны, выбирают всяких чинов из жон, — жену добрую и чистую, и млеком сладостну, и здорову, и живет та жена у царицы в Верху на воспитание год».
Л. Н. Толстой в статье «Воспитание и образование» писал: «Воспитание, французское éducation, английское education, немецкое Erziehung — понятия, существующие в Европе... Немецкое определение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известною эпохой идеалом человеческого совершенства». Сам Л. Толстой определяет воспитание так: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим» (Л. Толстой 1912, 4, с. 83, 86, 87).
Заметка ранее не публиковалась. Печатается по рукописи, сохранившейся в архиве на 3-х небольших ветхих листках.
О слове воспитание В. В. Виноградов упоминает в книге «Язык Пушкина» (с. 383) в связи с характеристикой речи мелкопоместного дворянства: «Еще ближе к крестьянскому языку была речь мелкого провинциального дворянства. М. А. Дмитриев в ”Мелочах из запаса моей памяти“ (с. 17) писал: ”Барыни и девицы были почти все безграмотные... Собственно, о воспитании едва ли было какое понятие, потому что и слово это принимали в другом смысле. Одна из этих барынь говаривала: ”Могу сказать, что мы у нашего батюшки хорошо воспитаны: одного меду невпроед было!“» — Е. К.