СЮРТУК. В «Воспоминаниях» Ю. К. Арнольда о сюртуке начала XIX в. говорится: «Сюртуков, в нынешнем смысле этого слова, тогда вовсе не существовало; то, что тогда именовалось surtout, действительно служило для надевания ”сверх всего“, следовательно соответствовало нынешнему пальто» (Русск. архив. 1891, № 7, с. 331).
Ср. у С. Т. Аксакова в «Истории моего знакомства с Гоголем» (М., 1890): «Сертук в роде пальто, заменил фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности. Самая фигура Гоголя в сертуке сделалась благообразнее» (с. 16).
Выписки сохранились в рукописи на 2 листках. Печатается по рукописи.
К слову сюртук В. В. Виноградов обращается также в работе «Этюды о стиле Гоголя» в связи с рассуждением о словах-символах: «...возможен случай, когда помещенные рядом символы, относясь к одной широкой группе — формально-грамматической, в ее пределах дифференцировались по разным логико-семантическим категориям. Этот прием, зародыши которого относятся к ранней поре творчества Гоголя, особенно широкое применение получил в композиции ”Невского проспекта“...
Еще ярче эта тенденция обнаруживается в суммарном описании этой ”выставки всех лучших произведений человека“: ”Один показывает щегольский сюртук с лучшим бобром, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпу, пятый — перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой — усы, повергающие в изумление“. ”Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук...“ (”Невский проспект“)» (Этюды о стиле Гоголя // Виноградов. Избр. тр.: Поэтика русск. лит-ры, с. 279—280).— М. Л.