Гроб повапленный. Процесс национально-демократического преобразования высоких славянских образов может быть иллюстрирован примером гроба повапленного. Гроб повапленный, т. е. `гроб выбеленный, покрашенный', был в славянском языке презрительным символом внутренне опустошенного, но с виду благопристойного человека или общества (cл. АР, ч. 4, с. 1164). Например, у Бестужева-Марлинского: «Наш свет — гроб повапленный» («Полярная звезда» на 1825 г., с. 8).
У Ф. Н. Глинки в стихотворении «Горе и благодать»:
И человеков род лукавый
Был вид повапленных гробов.
(«Полярная звезда» на 1824 г., с. 228).
У Пушкина церковнославянский архаизм повапленный отпадает и образ гроба вставляется в живую разговорную конструкцию:
Душе противны вы как гробы
(Чернь, 1828).
(Виноградов В. В. Пушкин и русский литературный язык XIX века // Пушкин родоначальник новой русской литературы: Сб. научно-исслед. работ. М.; Л., 1941, с. 551—552).